Главная »  Центр занятости населения »  Превентивная работа с учащимися образовательных учреждений (9 – 11 классов)

Рынок труда на сегодняшний день характеризуется дефицитом квалифицированных рабочих. Выпускники школ, как правило, нацелены на получение профессий, по которым вот уже на протяжении ряда лет наблюдается перепроизводство (экономисты, юристы, бухгалтера). Они не знают и даже не задумываются о том, смогут ли они в дальнейшем устроиться на работу по специальности. А ведь получить место рабочего имеют достаточный шанс даже соискатели без опыта работы.
 В наше время ни в школе, ни в институте не получится набрать такой объем знаний и умений, которого бы с избытком хватило на всю оставшуюся жизнь, ведь мир вокруг нас постоянно трансформируется. Меняются и профессии.

Каждый год в мире возникает примерно 500 новых профессий и почти столько же из существующих устаревает.

В ходе занятий с группой изучены профессиограммы тех профессий, о которых ребята даже не слышали. Также отработан перечень профессий, востребованных на рынке труда, в том числе предлагаемых для обучения безработных граждан.

Для того чтобы в дальнейшем быть конкурентоспособным необходимо при любой профессии знания компьютерных программ, иностранных языков (не менее 2-х, один разговорный), что даст большие возможности для трудоустройства.

          Проблема занятости и безработицы среди молодежи в наше время чрезвычайно остра и актуальна. Многие выпускники школ поступают в учебные заведения, не имея чёткого профессионального самоопределения.

Рассмотрим более подробно причины низкой конкурентоспособности молодежи и возможности разрешения данной проблемной ситуации.

Во-первых, еще на этапе выбора старшеклассник, ориентируясь на получение престижной, заведомо хорошо оплачиваемой профессии, не учитывает при этом потребности рынка труда. В результате, рынок перенасыщается специалистами одних профессий, которые в конечном итоге оказываются не востребованными, и испытывает острую нехватку в специалистах других профессий. Ввиду отсутствия подходящих вакансий, выпускнику нередко приходится проходить переподготовку, что ведет к дополнительным затратам, отрицательно сказывается на уровне его квалификации, самооценке и т.д. Таким образом, необходимо широко информировать старшеклассников о стратегии выбора профессии, механизмах рынка труда, вырабатывать у них навыки анализа рыночной ситуации.

Во-вторых, успешная профессиональная деятельность в любой профессии предполагает наличие у специалиста профессионально важных качеств. При выборе профессии старшеклассник порой не осведомлен о ее содержании и о тех требованиях, которые она предъявляет к индивидуальным качествам специалиста. Поэтому так важно профессиональное информирование и психодиагностические процедуры, позволяющие определить личностные особенности и наметить пути коррекции недостаточно проявленных, но важных профессиональных качеств.

В-третьих, низкий уровень коммуникативной культуры снижает эффективность межличностного взаимодействия между соискателем, в чьей роли оказывается большинство выпускников, и работодателем. С целью повышения уровня коммуникативной культуры необходимо постоянно совершенствовать свои навыки делового общения и самопрезентации.

В-четвертых, многие учащиеся не знакомы с технологией планирования карьеры и процессом самомаркетинга, а это является необходимой основой построения успешной профессиональной деятельности в рыночных условиях.

Таким образом, повышение компетентности учащихся в вопросах профориентации и планирования карьеры, стало необходимой мерой профилактики напряженности молодежного рынка труда. В Ленинском районе разработана программа, (в рамках проекта «Профессиональное самоопределение молодежи») которая построена в основном на применении активных форм, способствующих увеличению заинтересованности учащихся, лучшему усвоению учебного материала и приобретению необходимых практических навыков.

Кроме того, преимущество данной программы заключается и в том, что в ней учитываются особенности региональной социально-экономической ситуации в области рынка труда и образовательных услуг, что способствует максимальной адаптации выпускников к актуальным рыночным условиям.

Проблема профессиональной востребованности выпускников среднего профессионального образования в условиях жесткой конкуренции тесно связана не только с качеством профессиональной подготовки, но и уровнем личностного развития. В современных условиях необходимы специалисты, проявляющие социальную зрелость, активность, способность адаптироваться в социуме, готовность к профессиональному развитию.

 

Опыт работы образовательных организаций по профессиональному самоопределению в Ленинском районе

 

Превентивная работа с учащимися остается одним из главных направлений активной политики отдела по Ленинскому району ОКУ ЦЗН г.Челябинска (далее именуется – Отдел). Проблема профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте сегодня крайне актуальна: именно в этот период закладываются условия для профессионального самоопределения и реализации будущей карьеры.

Профессиональное самоопределение - это процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. В подростковом возрасте закладываются основы отношений к разным видам труда, происходит формирование системы ценностей, карьерных ориентаций, которые и определяют избирательность отношения подростков к разным группам и типам профессий.

Профессиональные планы подростков весьма расплывчаты, скорее имеют характер мечты, нежели глубоко продуманной и детально проработанной перспективы.

С 2012г. по настоящее время (2019г.) данное направление по профессиональному самоопределению несовершеннолетних граждан продолжает развиваться через проведение тематических системных мероприятий, чтобы наиболее полно донести информацию о деятельности Отдела по профилактике молодежной безработицы.

Заключено Соглашение о сотрудничестве, которое определяет взаимодействие между ЦЗН, ЦОДОО, ЧТПиГХ, ЧГПГТ, ЧелГУ, АТиСО по реализации основных направлений национального проекта в сфере образования, направлено на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся, в соответствии с поручениями Президента РФ, Председателя Правительства РФ, Министерства просвещения РФ совместно с экспертным профессиональным сообществом.

 Кроме того выстроена работа с Центром постинтернатной адаптации выпускников детских домов, школ-интернатов города Челябинска. Отношение учащихся к таким встречам очень радует, т.к. группы набираются не менее 12 человек, подростки получают дополнительные знания о ситуации на рынке труда, о роли и месте службы занятости в организации трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.

В результате проводимой работы реализуются следующие задачи:

  • профориентация молодежи;
  • снижение уровня асоциальных проявлений в молодежной среде;
  • решение кадровых проблем промышленных предприятий.
  • профессиональное информирование учащихся образовательных организаций, их родителей, педагогов о состоянии рынка труда;
  • продолжение работы по подготовке учащихся к осознанному профессиональному выбору с использованием информационных ресурсов всероссийского сайта «Zасобой»;
  • расширение возможностей участия субъектов образования (детей, родителей, педагогов) в образовательном проекте «ПроеКТОриЯ»;
  • дальнейшее развитие инфраструктуры «Кванториумов»;
  • организацию временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
  • проведение совместных мероприятий (совещаний, конференций, семинаров и т.д.) по вопросам, представляющим взаимный интерес;
  • осуществление обмена нормативными правовыми документами, информационными, методическими материалами, научными разработками по проблемам, представляющим взаимный интерес.

Таким образом, вопросы выбора профессии, престижа технических и рабочих профессий для молодежи необходимо решать на межведомственном уровне, обязательно с участием работодателей, администрации и других структур. Практика Отдела уже по обратной связи партнеров показала свою эффективность. Это позволяет предоставить широкий спектр информации по рынку труда, что поможет молодым людям правильно спланировать свое профессиональное будущее, точно определить профессию, которая принесет им удовлетворение и понимать, что поддерживать свои компетенции придется в течение всей жизни.

Мы надеемся, что проводимая работа в своей перспективе поможет не только избежать ошибок при выборе своей профессии, но и позволит учащимся построить успешную и перспективную карьеру.

Каждый день что-то меняется, каждый месяц приносит нечто новое, каждый год свидетельствует о том, что необходимо действовать, идти в ногу со временем, что-то менять, что-то модернизировать.

Проблема профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте крайне актуальна, а сегодня особенно: именно в этот период закладываются условия для профессионального самоопределения и реализации будущей карьеры, основы отношений к разным видам труда, происходит формирование системы ценностей, карьерных ориентаций.

Система наиболее общих представлений о самом себе и своем месте в мире называется идентичностью. Она предполагает также осознание себя как профессионала. Человек не просто «выбирает профессию», а в значительной степени предопределяет весь свой дальнейший образ жизни, круг общения.

Профессиональная принадлежность - одна из самых значимых характеристик любого человека.

Четыре «ступеньки» - в процессе самоопределения:

неопределенная профессиональная идентичность: выбор дальнейшего пути не сделан, четкие представления о карьере отсутствуют, но человек даже и не ставит перед собой такую проблему;

навязанная профессиональная идентичность: человек имеет сформированные представления о своем профессиональном будущем, но они навязанные извне (например, родителями) и не являются результатом самостоятельного выбора;

мораторий (кризис выбора) профессиональной идентичности: человек осознает проблему выбора профессии и находится в процессе ее решения, но наиболее подходящий вариант еще не определен;

сформированная профессиональная идентичность: профессиональные планы определены, что стало результатом осмысленного самостоятельного решения.

Способности – это только потенциал, реальные же достижения человека – действительность. Чтобы первое превратилось во второе, нужно прилагать усилия. Ищи хороших наставников, компетентных в своем деле, желающих и умеющих делиться знаниями и умениями. А нашел – используй по максимуму возможность учиться у них.

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Дата публикации: 22 октября, 2019 [16:46]
Дата изменения: 22 октября, 2019 [16:46]