Главная »  Центр занятости населения »  Профессиональное становление молодежи и рынок

Внедрение рыночных отношений во все сферы жизнедеятельности поставило перед обществом проблему социальной незащищенности человека. В первую очередь эта проблема затрагивает молодежь, которая сегодня является неконкурентоспособной на рынке труда в силу недостаточно эффективной трудовой и профессиональной подготовки. Особенность сегодняшнего дня - рынок труда диктует коренное изменение цели, задач, технологии подготовки молодежи к жизни и труду. Являясь объективной необходимостью, трудовая подготовка подрастающего поколения существовала во все времена, однако ее содержание, формы и методы менялись и меняются в зависимости от социально-экономических условий. Не может не подчиняться этой закономерности и современная общеобразовательная школа.

От молодежи требуется больше самостоятельности и ответственности, инициативы и творчества. В проводимой нами работе было выявлено, что население обнаруживает низкую осведомленность об особенностях рыночных отношений, воспринимает преимущественно их внешние стороны. Например, то, что происходит быстрое обогащение одних людей и столь же стремительное падение уровня жизни других. Подобные явления, сопутствующие рыночным преобразованиям, замечаются и подростками. В их сознании укореняется представление о рынке, как о легком пути добывания денег и достижения материального благополучия. Происходит коммерциализация подросткового сознания и отношений между подростками. От современных Митрофанушек можно услышать: «Не хочу учиться, а хочу заниматься коммерцией». Негативное влияние рынка особенно заметно на городских школьниках.

Современные общеобразовательная, профессиональная и высшая школы, по нашему мнению, могут противостоять негативным влияниям возникающего рынка при условии тесного равноправного взаимодействия взрослых и детей в учебно-воспитательном процессе, построения его на началах сотрудничества педагогов и их воспитанников.

Правила психологии подсказывают: населению нужно предлагать периодически меняющиеся лозунги. Это связано с особенностями социально психологического восприятия в любом обществе. Для России данный аспект особенно актуален, что связано с особенностями менталитета. Если выделить, например, две основные социально-психологические ориентации (рационализм и эмоциональность), то следует признать: россиянам ближе эмоциональная сторона жизни. В выборе лексических выражений, лозунгов это следует учитывать. Как мы знаем, российский народ многому научился у других наций и народов. Разумно поэтому и в поисках современной модели обратиться к изучению мирового опыта.

Определенный интерес представляет японская модель экономики. Первая важная черта японцев, прямо влияющая на хозяйственную деятельность - это их сплоченность и конформизм. Японский конформизм лежит в основе достижения многих национальных целей, имеет динамичный характер, приспосабливающийся к меняющимся обстоятельствам. Другая важная особенность японской нации - сила традиций, исторически сложившихся моделей взаимоотношений: экономических, бытовых, межличностных. Именно эта черта позволяет Японии обнаруживать значительные успехи в том, что касается впитывания иностранной науки, техники, технологии, культуры. Спецификой развития японского общества на протяжении веков было широкое заимствование достижений других цивилизаций, адаптация их к местным условиям.

В настоящее время от 30 до 50% выпускников вузов склонны к смене профессии или специальности. Следовательно, часть средств, выделенных государством на профессиональное обучение, тратится неэффективно.

Проводимые наблюдения, беседы выявили следующие тенденции, имеющие место и в других регионах России:

-    понижение общественной значимости труда;

-    понижение общественной значимости образования для профессионального роста и становления;

-    снижение интереса к получению профессии;

-    снижение престижности производительности труда;

-    ориентация молодежи на полукриминальную деятельность.

Каждый новый поворот человечества порождает новые подходы к воспитанию и трудовой социализации личности. Трудовое воспитание — это специфическая деятельность, которая производит действительные материальные и духовные ценности, новые обстоятельства в жизни развивающегося человека и тем самым открывает перспективы дальнейшего развития, способствует формированию интегративных качеств деятельной личности и активных положительных черт характера человека XXI века.

Что сегодня обеспечивает выпускникам успешное трудоустройство?

Важнейшие профессионально важные качества на рынке труда:

•  стрессоустойчивость; лояльность, честность;

•  мотивация на успех; хорошая профессиональная подготовка; знание иностранных языков (не менее 2-х, один разговорный)

•  установка на получение результата;

•  обучаемость и готовность принять новую информацию;

•   приспособляемость к корпоративной культуре.

1.    Чем раньше Вы начнете свою трудовую деятельность, тем скорее наберетесь столь желанного опыта.

Имейте в виду: работодатели предпочитают не вообще «трудовой стаж», а конкретный опыт работы по данной специальности или, как минимум, по ее отдельным составляющим. Старайтесь найти подработку, связанную с избранной профессией. Иногда наиболее расторопные студенты даже устраиваются в солидные компании бесплатно - за приличную рекомендацию.

2.    Рассчитывать на высокую стартовую зарплату неразумно.

В первое время выпускнику предстоит не столько работать, сколько продолжить обучение, дополняя полученные в вузе знания практикой. Рассматривайте это как своего рода инвестиции в будущую карьеру, а мини - оклад считайте повышенной стипендией!

3.     С настороженностью относитесь к платным собеседованиям, слишком высокой зарплате, неофициальному испытательному сроку или конкурсному отбору. Заманчивые вакансии, на которые Вас собираются трудоустроить, зачастую оказываются несуществующими. За день до окончания многомесячного «испытания» Вас могут выставить «вон», а плодами Вашего труда воспользуются бесплатно. Выбирайте не «крутые» должности и оклад, а надежного партнера, принимающего Вас с четкими обязательствами, зафиксированными в трудовой книжке.

4.     Есть смысл начинать поиск работы с небольшого и не самого престижного предприятия, лишь бы оно находилось в сфере Ваших профессиональных интересов. Здесь больше шансов получить приличную должность, наработать опыт и приобрести нужные деловые связи. С таким «багажом» через пару лет значительно легче будет устроиться в солидную фирму.

5.     После получения диплома постарайтесь найти работу как можно скорее: лучше быть пару раз уволенным, чем вообще не имеющим трудовой книжки. Потенциальные работодатели не любят и длительных перерывов в работе.

 

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Дата публикации: 22 октября, 2019 [16:45]
Дата изменения: 22 октября, 2019 [16:45]