Специалисты Отдела по Ленинскому району ОКУ ЦЗН г. Челябинска приняли участие в вебинаре по теме: «Что делать, если учащихся старших классов совершенно не беспокоит необходимость профессионального самоопределения»

05.11.2019

23 и 24 октября 2019 года специалисты Отдела по Ленинскому району   ОКУ ЦЗН г. Челябинска приняли участие в вебинаре по теме: «Что делать, если учащихся старших классов совершенно не беспокоит необходимость профессионального самоопределения», который прошел по заказу Молодёжного центра технологий занятости (ЯНАО).

24 октября студенты экономического факультета приняли участие в работе вебинара «Рынок труда и карьера молодого специалиста: как найти правильную работу и дать грамотный старт своей карьере». Вебинар проходил в режиме on-line и студенты могли задать все интересующие их вопросы.

Обсудили главные проблемы неэффективности профориентационной работы: недостаток специалистов; недостаток мероприятий; недостаток рабочих материалов, времени, информации, родительской поддержки.

В постиндустриальную эпоху меняется представление о профес­сионализме. Прежнему пониманию профессионализма как пожиз­ненной приверженности той или иной профессиональной сфере, конкретной профессии, в которой постепенно накапливались зна­ния, опыт, мастерство – приходит на смену мультипрофессионализм, предполагающий возможность и необходимость овладения челове­ком трудовыми функциями из нескольких видов профессиональной деятельности, в том числе из различных профессиональных обла­стей. Хотя многие крупные предприятия и организации социальной сферы продолжат генерировать спрос на узкоспециализированных специалистов, однако в своей массе бизнесу будут нужны люди, ко­торые сочетают в себе и функции рабочих, и отдельные функции инженеров, управленцев и предпринимателей в разных сферах.

Социально-экономическая многоукладность России, как её не­отъемлемая характеристика, отражается и в пространстве профес­сионального самоопределения, где сохранится сосуществование и, в определенном смысле, конкуренция, трёх различных моделей соци­ально-профессионального самоопределения.

Первая, исторически наиболее ранняя, традиционная модель предполагает фактическое отсутствие у человека профессионально­го выбора. Эта модель типична для семей с сильными династически­ми традициями и приверженностью идее служения (медицинские работники, кадровые военные и т.п.); для удалённых территорий, где выбор ограничен физически; некоторых национальных реги­онов. Важно, что в рамках традиционной модели отсутствие или ограниченность выбора не воспринимаются самоопределяющимся человеком как конфликтная ситуация; самоопределение происходит путём органичного и внутренне обоснованного самоограничения собственной свободы.

Вторая, индустриальная модель характеризуется возможно­стями практически неограниченного выбора одной из множества доступных профессий. В пространстве самоопределения индустриального типа сформировался классический подход к професси­ональной ориентации (профессиональная информация – професси­ональная диагностика – профессиональное консультирование). Её цель – поиск наибольшего взаимного соответствия человека, с его индивидуальными способностями и склонностями, и профессии, с её особыми требованиями к работнику. Коренной недостаток инду­стриальной модели – высокий риск личностного отчуждения чело­века от профессии, поскольку установление абсолютного взаимного соответствия конкретного человека и профессионального стандар­та принципиально невозможно.

Третья, постиндустриальная модель самоопределения характе­ризуется максимальной степенью свободы выбора. Она основана на формировании человеком персонального набора компетенций, на основе которого формируется рабочее места «под себя». Кон­кретные механизмы реализации этой модели различны (предпри­нимательство, фриланс, стартапы, сетевые проекты, волонтёрство, перенастройка производственной задачи под работника и т.д.). Про­фессиональные треки человека становятся короткими, а процесс са­моопределения – практически непрерывным.

Таким образом, актуальной задачей развития теории и практи­ки профориентационной работы становится дифференцированное описание трёх различных подходов к педагогическому сопровожде­нию профессионального самоопределения (адекватных традици­онной, индустриальной и постиндустриальной моделям), включая соответствующие группы принципов, технологий, форм и средств.

На современном этапе развития российского общества наблю­дается процесс сокращения пространства индустриальной модели самоопределения при одновременном расширении двух других моде­лей – не только постиндустриальной, но и традиционной (в моного­родах5, в пространствах активно развивающихся предприятиях обо­ронного комплекса, и т.д., а также в форме распространённого типа запроса на услуги профконсультирования, связанного с отказом от самостоятельного выбора и желанием получить «готовое решение»).

Наконец, ещё одна важная тенденция, всё более заметная по мере движения к постиндустриальному миру, состоит в том, что ведущим фактором самоопределения человека становится его собственная позиция по отношению к различным группам базовых ценностей, т.е. по существу, к той или иной модели самоопределения. Выбор «традиционализма», «индустриализма» или «постиндустриализма» как персональной стратегии самоопределения становится делом са­мого человека; важно, чтобы этот выбор сопровождался осмыслен­ным опытом его знакомства с каждой из этих моделей.

Мы выразили взаимную заинтересованность продолжить взаимодействие с ГАУ ЯНАО «МЦТЗ» по профориентации. Предлагаем делиться интересными и полезными материалами. 

Представлен интересный и необходимый материал для ответственных за профориентационную работу в образовательных организациях: КЛЮЧЕВЫЕ ТЕЗИСЫ КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭПОХИ

Авторский коллектив: Сергеев И. С. (научный руководитель), Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Лопатина С. Д., Маренин Д. А., Махотин Д. А., Родичев Н. Ф., Сикорская-Деканова М. А.

Заместитель директора - начальник отдела по Ленинскому району ОКУ ЦЗН города Челябинска 
Ефимова Татьяна Ефимовна

 


дата создания: 05.11.2019 16:11, дата последнего изменения: 05.11.2019 16:11