23 и 24 октября 2019 года специалисты Отдела по Ленинскому району ОКУ ЦЗН г. Челябинска приняли участие в вебинаре по теме: «Что делать, если учащихся старших классов совершенно не беспокоит необходимость профессионального самоопределения», который прошел по заказу Молодёжного центра технологий занятости (ЯНАО).
24 октября студенты экономического факультета приняли участие в работе вебинара «Рынок труда и карьера молодого специалиста: как найти правильную работу и дать грамотный старт своей карьере». Вебинар проходил в режиме on-line и студенты могли задать все интересующие их вопросы.
Обсудили главные проблемы неэффективности профориентационной работы: недостаток специалистов; недостаток мероприятий; недостаток рабочих материалов, времени, информации, родительской поддержки.
В постиндустриальную эпоху меняется представление о профессионализме. Прежнему пониманию профессионализма как пожизненной приверженности той или иной профессиональной сфере, конкретной профессии, в которой постепенно накапливались знания, опыт, мастерство – приходит на смену мультипрофессионализм, предполагающий возможность и необходимость овладения человеком трудовыми функциями из нескольких видов профессиональной деятельности, в том числе из различных профессиональных областей. Хотя многие крупные предприятия и организации социальной сферы продолжат генерировать спрос на узкоспециализированных специалистов, однако в своей массе бизнесу будут нужны люди, которые сочетают в себе и функции рабочих, и отдельные функции инженеров, управленцев и предпринимателей в разных сферах.
Социально-экономическая многоукладность России, как её неотъемлемая характеристика, отражается и в пространстве профессионального самоопределения, где сохранится сосуществование и, в определенном смысле, конкуренция, трёх различных моделей социально-профессионального самоопределения.
Первая, исторически наиболее ранняя, традиционная модель предполагает фактическое отсутствие у человека профессионального выбора. Эта модель типична для семей с сильными династическими традициями и приверженностью идее служения (медицинские работники, кадровые военные и т.п.); для удалённых территорий, где выбор ограничен физически; некоторых национальных регионов. Важно, что в рамках традиционной модели отсутствие или ограниченность выбора не воспринимаются самоопределяющимся человеком как конфликтная ситуация; самоопределение происходит путём органичного и внутренне обоснованного самоограничения собственной свободы.
Вторая, индустриальная модель характеризуется возможностями практически неограниченного выбора одной из множества доступных профессий. В пространстве самоопределения индустриального типа сформировался классический подход к профессиональной ориентации (профессиональная информация – профессиональная диагностика – профессиональное консультирование). Её цель – поиск наибольшего взаимного соответствия человека, с его индивидуальными способностями и склонностями, и профессии, с её особыми требованиями к работнику. Коренной недостаток индустриальной модели – высокий риск личностного отчуждения человека от профессии, поскольку установление абсолютного взаимного соответствия конкретного человека и профессионального стандарта принципиально невозможно.
Третья, постиндустриальная модель самоопределения характеризуется максимальной степенью свободы выбора. Она основана на формировании человеком персонального набора компетенций, на основе которого формируется рабочее места «под себя». Конкретные механизмы реализации этой модели различны (предпринимательство, фриланс, стартапы, сетевые проекты, волонтёрство, перенастройка производственной задачи под работника и т.д.). Профессиональные треки человека становятся короткими, а процесс самоопределения – практически непрерывным.
Таким образом, актуальной задачей развития теории и практики профориентационной работы становится дифференцированное описание трёх различных подходов к педагогическому сопровождению профессионального самоопределения (адекватных традиционной, индустриальной и постиндустриальной моделям), включая соответствующие группы принципов, технологий, форм и средств.
На современном этапе развития российского общества наблюдается процесс сокращения пространства индустриальной модели самоопределения при одновременном расширении двух других моделей – не только постиндустриальной, но и традиционной (в моногородах5, в пространствах активно развивающихся предприятиях оборонного комплекса, и т.д., а также в форме распространённого типа запроса на услуги профконсультирования, связанного с отказом от самостоятельного выбора и желанием получить «готовое решение»).
Наконец, ещё одна важная тенденция, всё более заметная по мере движения к постиндустриальному миру, состоит в том, что ведущим фактором самоопределения человека становится его собственная позиция по отношению к различным группам базовых ценностей, т.е. по существу, к той или иной модели самоопределения. Выбор «традиционализма», «индустриализма» или «постиндустриализма» как персональной стратегии самоопределения становится делом самого человека; важно, чтобы этот выбор сопровождался осмысленным опытом его знакомства с каждой из этих моделей.
Мы выразили взаимную заинтересованность продолжить взаимодействие с ГАУ ЯНАО «МЦТЗ» по профориентации. Предлагаем делиться интересными и полезными материалами.
Представлен интересный и необходимый материал для ответственных за профориентационную работу в образовательных организациях: КЛЮЧЕВЫЕ ТЕЗИСЫ КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭПОХИ
Авторский коллектив: Сергеев И. С. (научный руководитель), Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Лопатина С. Д., Маренин Д. А., Махотин Д. А., Родичев Н. Ф., Сикорская-Деканова М. А.
Заместитель директора - начальник отдела по Ленинскому району ОКУ ЦЗН города Челябинска
Ефимова Татьяна Ефимовна