С 1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (за исключением отдельных положений) (далее – Закон).
В рамках нового законодательного регулирования реализован риск-ориентированный подход при планировании и проведении государственного и муниципального контроля. Реализация этого подхода должна способствовать повышению уровня защиты прав и законных интересов контролируемых лиц, эффективности работы контрольных органов. При этом в сочетании с профилактическим характером государственного и муниципального контроля, реализация закона и изданных в соответствии с ним подзаконных актов позволят сократить количество проверок и давление на субъекты малого и среднего предпринимательства.
Определена цель государственного контроля (надзора), муниципального контроля – ею является достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.
Для целей Закона к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся:
1) мероприятия по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел и иных органов дознания;
2) оперативно-разыскная деятельность, дознание и предварительное следствие;
3) производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях;
4) рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе;
5) проверка устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности;
6) деятельность судов, деятельность по обеспечению установленного порядка деятельности судов и деятельность по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц;
7) деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора;
8) расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда (ущерба) окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу;
9) деятельность органов внешней разведки Российской Федерации;
10) деятельность органов государственной охраны;
11) деятельность органов федеральной службы безопасности;
12) деятельность федерального органа исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации.
Важная роль в реализации положений Закона законодателем отведена органам прокуратуры.
Так, по информации Генеральной прокуратурой Российской Федерации во исполнение Закона ею, как оператором Единого реестра проверок, принимаются меры к трансформации данной государственной информационной системы в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
Обновленный реестр будет содержать информацию обо всех вводимых вышеуказанным законом новых видах контрольных (надзорных) мероприятий: контрольной закупке, мониторинговой закупке, выборочном контроле, инспекционном визите, рейдовом осмотре, документарной проверке, выездной проверке, выездном обследовании, наблюдении за исполнением обязательных требований.
Кроме того, контролеры должны будут вносить данные об осмотре, досмотре, опросе, получении письменных объяснений, об истребовании документов, отборе проб (образцов), инструментальном обследовании, испытаниях, экспертизе, эксперименте, об отнесении объектов контроля к определенным категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
С июля 2021 года вступает в силу запрет на проведение любого контрольного (надзорного) мероприятия без предварительного включения сведений о нем в Единый реестр. В связи с этим будет технически исключена возможность внесения соответствующих сведений "задним числом".
Функционал информационной системы дорабатывается для внесения сведений о профилактических мероприятиях, решениях, специальных режимах государственного контроля (надзора): мониторинге, постоянном государственном контроле (надзоре), в том числе графиках проведения соответствующих мероприятий, их результатах, а также принятых мерах по пресечению, предупреждению и (или) устранению выявленных нарушений.
Новый реестр обеспечит больший объем гарантий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при взаимодействии с контролирующими органами и повысит гласность контрольно-надзорной деятельности.
Прокурор района старший советник юстиции В.Н. Казанчук
Дата изменения: 30 июня, 2021 [14:55]